25 лет содружества: Достигнутые результаты, новые вызовы времени и актуальные задачи, стоящие перед странами СНГ.

Информационный портал СНГ

НАГРАДЫ
ДЕЛОВОГО ЦЕНТРА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СНГ

Награда «Лидер бизнеса СНГ»
Медаль «За вклад в развитие делового сотрудничества»

МЕРОПРИЯТИЯ
ДЕЛОВОГО ЦЕНТРА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СНГ

2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год

Деловой Центр экономического развития СНГ

«Надо больше работать над идеями права, чем идеями голой свободы»

Переход в эпоху глобализации, где интеграция идеологии, политики и экономики является основной доктриной, выносит наружу множество недоработок старых систем, которые, однако, могут стать отправными точками для открытия новых возможностей и горизонтов развития уникальных форм межгосударственных взаимодействий. Нельзя отрицать опыт, накопленный за долгие десятилетия, но и нельзя на него опираться методом повторений! Есть только один путь, который может быть эффективным - дифференциация и выделение самого лучшего, то есть всего того, что показало результат на практике. И в этом смысле уникален опыт СНГ, который в течении 25-ти лет выработал основополагающие принципы, методы и практические инструменты в создании экономико-политического пространства для стран с различной структурой экономики и формой правления. Некоммерческое партнерство «Деловой центр экономического развития СНГ», возглавляемое генеральным директором Владимиром Савченко, обобщил этот ценный опыт, адаптировав его под современные потребности делового сообщества стран СНГ. О ближайших целях и стратегических планах наш корреспондент беседует главой организации.

Владимир Сергеевич, в последнее время нередко раздаются критические замечания о том, что СНГ неэффективно, не выполняет своей роли интегратора. Вы согласны с таким мнением?

В СНГ на сегодняшний день входит 11 государств. А экономические соглашения выполняют 12 государств, в том числе Грузия. Грузия политически вышла из состава СНГ, но целый ряд экономических соглашений соблюдает.

В этом году Содружеству Независимых Государств исполняется 25 лет.

За 25 лет Содружество прошло сложный путь становления и создания механизмов кооперации, поиска форм сотрудничества и выработки практических мер по развитию многостороннего взаимодействия.

За годы существования СНГ сформирована работоспособная система отраслевых органов и базовых организаций. Сложилась модель разноформатного и разноуровневого сотрудничества, демонстрирующая гибкость и избирательное участие в нем государств Содружества.

Содружество достаточно успешно выполняло одну из своих исторических функций - оно сформировало основу новых межгосударственных отношений на постсоветском пространстве.

СНГ является по-своему уникальной региональной структурой. В отличие от многих межгосударственных организаций, его основополагающий документ – Устав СНГ свидетельствует, что СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-участники являются самостоятельными субъектами международного права. Интеграционная модель, принятая в СНГ, не ущемляет суверенитеты стран-участниц, не накладывает никаких ограничений в их выстраивания внешнеполитической и внешнеэкономической связей.

Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, но ведет сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях человеческой деятельности.

Сформированное в 1991 году, СНГ позволило образовавшимся на постсоветском пространстве новым независимым государствам сохранить экономические, производственные, научные и другие связи, исторически сложившиеся между народами и странами и развивать их на новой взаимовыгодной основе.

Зачастую мы даже не осознаем тех преимуществ, которыми обладает Содружество. Мы их принимаем за некую данность, а не как результат многочисленных (иногда достаточно сложных) многосторонних встреч и переговоров.

В рамках СНГ действует упрощенный порядок приобретения гражданства. Единый общий доступ в общеобразовательные учреждения, взаимное признание и эквивалентность документов об образовании. Принят ряд документов социального характера, позволяющих получать пенсии нашим пенсионерам при переезде из одной страны в другую, отправлять почтовые денежные переводы, получать бесплатную экстренную помощь. Сделано много, что позволяет делать жизнь наших граждан в пространстве СНГ более комфортной. Динамично развивается гуманитарное партнерство.

Сформированы органы отраслевого сотрудничества, в рамках которых ведется постоянная целенаправленная работа. Отраслевые и межотраслевые органы Содружества СНГ ведут разработку заинтересованными сторонами совместных программ, проектов по развитию энергетики, транспорта, сельского хозяйства, машиностроения, образования, здравоохранения, социальной защиты, экологии, банковском деле, культуры и других областях. Работа в отраслевых органах СНГ охватывает все сферы жизнедеятельности.

Приведу лишь только несколько примеров подготовленных и принятых в последнее время документов:

Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии «О ходе реализации комплекса совместных мер государств-участников СНГ по борьбе с ящуром, на период до 2020 года»;

«Об эпизоотической ситуации в государствах - участниках СНГ».

В области промышленности приняты:
- Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в области химической промышленности и План первоочередных мероприятий по ее реализации (7 июня 2016 года);
- Комплекс мер по развитию и стимулированию использования природного газа в качестве моторного топлива для транспортных средств государств - участников СНГ на период до 2020 года (30 октября 2015 года);
- Основные направления сотрудничества государств - участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2025 года (29 мая 2015 года).

Экономическим советом СНГ утверждены:
- План мероприятий первого этапа (2016-2020 годы) по реализации Основных направлений сотрудничества государств - участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2025 года (27 мая 2016 года);
- План первоочередных мероприятий по реализации Концепции ядерной и радиационной безопасности государств - участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях (18 марта 2016 года).

Подготовлены и находятся в стадии окончательного согласования проекты Соглашений о сотрудничестве государств - участников СНГ в горно-металлургической отрасли.

Ряду ведущих образовательных учреждений в Содружестве решениями глав правительств СНГ присвоен статус базовых организаций государств - участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по направлениям сотрудничества, например: НИТУ «МИСиС» является базовой организацией государств - участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров для горно-металлургической отрасли, современного материаловедения. Российскому государственному университету нефти и газа имени И.М. Губкина придан статуса базовой организации государств - участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в нефтегазовой отрасли.

Следующий 2017 год в СНГ объявлен годом экологии. В государствах - участниках СНГ активно идут процессы совершенствования природоохранного законодательства, разработка действенной системы управления отходами.

Одним из перспективных направлений утилизации опасных бытовых и промышленных отходов в государствах - участниках СНГ является разработка и внедрение региональной системы управления отходами электронного и электротехнического оборудования.

Особое значение этому региональному проекту придает возможность организации практического международного сотрудничества в этой области. Заинтересованность в реализации проявила Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Кыргызская Республика.

С точки зрения потенциальной угрозы для населения и окружающей среды, опасными объектами являются хвостохранилища уранодобывающей отрасли. Наибольшую опасность представляют хвостохранилища и горные отвалы в Кыргызской Республике, которые грозят загрязнением бассейнов и русел рек Нарын и Сырдарья. Серьезного внимания заслуживает также ситуация в Республике Таджикистан, где рекультивационные работы были выполнены только частично.

В качестве пилотных проектов по рекультивации выбраны наиболее опасные хвостохранилища в Кыргызской Республике в районе пгт. Мин-Куш и Каджи-Сай и Республике Таджикистан в районе г. Истиклол (бывший г. Табошар).

Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение реализации программы, осуществляется заказчиком, координатором программы, Госкорпорацией «Росатом».

Развитие указанных направлений будет обсуждено на 3-м заседании Совета по промышленной политике государств - участников СНГ, который запланирован на сентябрь 2016 года в г. Минске.

В последние годы активное развитие получили механизмы совместного противодействия преступности, современным вызовам и угрозам, обеспечения безопасности на пространстве СНГ.

СНГ частенько обсуждают и нередко критикуют. Одни концентрируют внимание на имеющихся в СНГ проблемах и разногласиях и приходят на этой основе к пессимистическим прогнозам, другие, наоборот, отмечают тенденцию совершенствования координации и объединения усилий стран СНГ, особенно на фоне финансового экономического кризиса, а главное концентрацию сил объединения в борьбе против «трех зол»: терроризма, экстремизма, сепаратизма.

Мы подчас не видим тех преимуществ, которые находятся в наших руках уже сегодня. Не используем то, что дано, чем располагаем совместно.

А ведь по большому счету была найдена та модель, которая помогла сберечь мириады цивилизационных, духовных нитей, объединяющих наши народы. Сберечь производственные, экономические и другие связи, без которых невозможно представить нашу жизнь.

Можно по-разному оценивать эффективность СНГ, бесконечно рассуждать о его внутренних проблемах, о нереализованных ожиданиях. Но трудно спорить с тем, что Содружество остается незаменимым механизмом, позволяющим сближать позиции и вырабатывать единую точку зрения на ключевые проблемы, стоящие перед нашим регионом, и приносит зримую, конкретную пользу всем его участникам

Более того, именно опыт СНГ позволил нам запустить многоуровневую и разноскоростную интеграцию на постсоветском пространстве, создать такие востребованные форматы, как Союзное государство Беларуси и России, Организация Договора о коллективной безопасности, Таможенный союз Евразийский союз, и, наконец, Единое экономическое пространство.

Характерно, что в период мирового финансового кризиса, заставившего государства искать новые ресурсы для экономического роста, интеграционные процессы получили дополнительный импульс. Мы объективно подошли к тому, чтобы серьезно модернизировать принципы нашего партнерства — как в СНГ, так и в других региональных объединениях.

По сути, речь идет о превращении интеграции в понятный, привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры.

Необходимо проводить разграничения между тем, что фактически происходит в реальной экономике, и тем, что мы ждем от неё.

Как правило, мы ищем помощи где-то во вне и пытаемся найти дополнительные возможности там, где нас не очень-то и ждут. Но важно получить общее понимание проблемы.

Утрата понимания в современных условиях – главная трудность, с которой сталкиваешься. Именно органы СНГ и вырабатывают то общее понимание возникших проблем и стремятся и находят пути их разрешения. Объединяющими, конечно, являются стратегические документы и программы совместно разработанные и принятые.

Необходимо отметить, что на постсоветском пространстве происходили одновременно два процесса, влияющих друг на друга и на формирование сотрудничества между государствами СНГ. Первый процесс — это формирование региональных структур и институтов сотрудничества, второй — утверждение государственности в новых политических образованиях и приватизация в пользу национальных элит. Эти два процесса формировались и развивались под воздействием внешней среды, влияния международных организаций и заинтересованных государств, к которым, прежде всего, относятся США, ЕС и Китай.

На протяжении периода существования СНГ представляет собой клубок противоречий. Их источниками являются различия в уровнях социально-экономического развития входящих в него государств, а также в формах и результатах политических и экономических реформ, в них происходящих. Все это формирует разновекторные интересы участников Содружества и создает трудности в развитии многостороннего сотрудничества. Существенным фактором выступает качество национальных правящих элит. Ради получения конъюнктурных выгод эти элиты готовы менять внешнеполитические принципы и пренебрегать принятыми в рамках СНГ обязательствами. Кроме того, в некоторых странах СНГ эти элиты меняются революционным путем (часто под влиянием внешних факторов), что безусловно не способствует взаимному сотрудничеству и интеграции на постсоветском пространстве.

Проблемы и недостатки в работе СНГ неоднократно обсуждались на высшем уровне, в результате чего и было принято решение о разработке Концепции дальнейшего развития СНГ. Эта Концепция подтвердила развитие Содружества как многопрофильной региональной организации, обладающей интеграционным потенциалом и дающей возможность ее членам избирательно подходить к своему участию в форматах и сферах коллективного сотрудничества.

В качестве долгосрочной цели СНГ провозглашено формирование интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающее эффективное развитие каждого участника. Концепция предусматривает дальнейшее совершенствование деятельности СНГ и его механизмов. Ценность Концепции заключается в том, что, соединив на основе компромисса различные подходы к развитию Содружества, она дает импульс к развитию без слома сложившихся структур.

Закрепленный в Концепции набор приоритетных направлений деятельности отражает широту спектра сложившихся связей между участниками Содружества. Это в первую очередь экономическое сотрудничество, межпарламентское сотрудничество, гуманитарное сотрудничество, взаимодействие в сферах безопасности и борьбы с преступностью, предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий. Отдельный раздел Концепции посвящен повышению эффективности органов СНГ.

На основе принятой Концепции развития СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации 10 октября 2008 г. в Бишкеке главы девяти государств Содружества утвердили Стратегию экономического развития СНГ (без Узбекистана; а Азербайджан, Молдавия и Украина сделали оговорки по ее реализации).

Эта стратегия дает дополнительный импульс экономическому сотрудничеству стран СНГ, её выполнение обеспечивает странам Содружества сбалансированный экономический рост, укрепляет их экономическую безопасность, расширяет их позиции в мировом хозяйстве в условиях глобализации за счет развития регионального сотрудничества.

На модель экономического сотрудничества, принятую в Содружестве и реализуемую Концепцией развития СНГ и Стратегией экономического развития СНГ, оказывают влияние объективные особенности сотрудничества.

Большое влияние на постсоветском пространстве имеет Европейский союз. Многие государства СНГ и не только, соседствующие с Западной Европой, проявляют интерес к двустороннему сотрудничеству, и даже к вступлению в будущем в ЕС. В свою очередь, и Евросоюз активизировался по отношению к странам на постсоветском пространстве.

Переход к качественно новому этапу отношений со странами СНГ Европейский союз начал практически одновременно с приемом в свой состав 10 новых членов в мае 2004 г. В ЕС оказалась большая группа постсоциалистических стран, а ближнее зарубежье Российской Федерации превратилось в его приграничную зону.

Европейская политика соседства (ЕПС) — это реакция ЕС на противоречивые последствия своего быстрого расширения. Цена расширения не ограничивается финансовыми вложениями в страны Центральной и Восточной Европы. Она оказалась неизмеримо выше, о чем свидетельствуют противоречия между ранее успешно реализуемыми в ЕС принципами интеграции — расширения и углубления интеграционных процессов. Новые члены привлекли в свои экономики тс финансовые ресурсы ЕС (инвестиции и кредиты), в которых продолжали нуждаться традиционно слабые экономики Греции, Португалии, Испании. Италии. Это стало одной из причин европейского кризиса 2010—2012 гг.

В первое десятилетие XXI в. европейская политика соседства приобрела статус стратегии поведения ЕС на всем постсоветском пространстве. Главный акцепт ЕПС в регионе СНГ сделан на выстраивание особых отношений со странами Содружества и сознательное исключение России из участия в ЕПС. Объявив в качестве главной цели ЕПС создание мирной и процветающей Европы без разделительных линий, ЕС на самом деле выстраивает разделительную линию на европейском и евразийском пространстве между Россией и другими странами СНГ. Видимо, именно по этой причине переговоры между Россией и ЕС по новому долгосрочному соглашению идут сложно, долго и без учета интересов России на постсоветском пространстве.

В конце 2008 г. главами государств — членов ЕС на встрече в Брюсселе было принято решение по активизации процесса сближения со странами СНГ, а в 2009 г. (в год председательства Чехии в ЕС) была утверждена программа «Восточное партнерство» в отношении Украины, Беларуси, Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджана. В дальнейшем эту программу планируется расширить до государств СНГ, находящихся в Центральной Азии (Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия), формально не являющихся соседями ЕС, однако богатых энергоресурсами и имеющих важное геополитическое расположение.

Изначально программа «Восточное партнерство» была направлена на поддержку реформ в странах СНГ и облегчение сотрудничества с ЕС. Именно на сближение и сотрудничество, а не на перспективное вступление в ЕС. В Деклараций о программе • Восточное партнерство», которая была подписана в Праге в мае 2009 г. руководством ЕС и лидерами шести постсоветских государств, не упоминается о возможности их вступления в ЕС. В ней лишь декларируется оказание помощи в целях ликвидации последствий финансового и экономического кризиса.

В целях реализации этих направлений ЕС предлагает шести странам СНГ совместно реализовывать программы:
• интегрированного управления границами в соответствии со стандартами ЕС;
• стимулирования малого и среднего бизнеса;
• повышения эффективности энергетического сектора и интеграции региональных рынков электроэнергии и другие.

В сфере взаимной торговли ЕС предлагает восточным партнерам создание зоны свободной торговли при условии их членства в ВТО. Евросоюз также планирует поддержку отдельных секторов экономики (в Молдавии — электроэнергетики в целях включения ее в европейскую энергосистему; в Азербайджане — сектора нефтедобычи и транзита энергоресурсов; в Украине — развитие приграничной торговли).

Всего за период 2004—2008 гг. программа ЕПС выделила странам-соседям около 8,5 млрд евро, а запланировано было на период 2008—2013 гг. около 15 млрд евро в виде Фонда бюджетных грантов.

В США позицию по отношению к постсоветскому пространству в 1997 г. четко обозначил 3. Бжезинский — один из самых влиятельных политологов, бывший советник в администрации нескольких американских президентов. В своей книге «Великая шахматная доска» основную задачу внешней политики США он видел в том, чтобы «ни одно государство или группа государств не смогли изгнать США из Евразии или же ослабить их влияние там, так как государство, господствующее в Евразии, контролирует два из трех экономически развитых и экономически продуктивных регионов». Реальные цели, которые администрация США преследует на постсоветском пространстве, можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, необходим контроль над транспортировкой нефти и газа из Центральной Азии, прежде всего Казахстана, Туркмении, Азербайджана. Газовые месторождения Ирана и Ирака, а также постсоветских республик могут внести существенный вклад в обеспечение поставок энергоносителей в Европу по южному направлению (трубопровод «Набукко») и поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион, что, по мнению США, ослабляет российские позиции на рынке энергоносителей, а это, в свою очередь, ослабляет позиции России и в регионе, и в мире.

Кроме того, возможности контроля над энерготрафиком Центральной Азии возлагают в США на некоторые страны СНГ, участвующие в альтернативной интеграционной группировке «Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ», в которую входят 4 (после выхода Узбекистана) государства — участника СНГ: Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. Эта организация создана при непосредственном организационном и финансовом участии США в целях транспортировки каспийской нефти в обход России.

Во-вторых, важнейший интерес для США представляет обеспечение военного присутствия в регионе. При этом военное присутствие США па постсоветском пространстве обосновывается необходимостью обеспечения операций НАТО в Афганистане (хотя официально активная фаза завершена в 2005 г.) и ведения борьбы с наркотрафиком и терроризмом. Военное присутствие США в регионе Центральной Азии также обеспечивается на основании двусторонних договоров с НАТО практически всех государств — участников СНГ (за исключением Таджикистана) в рамках программы «Партнерство ради мира».

Очевидно, что цели присутствия США и НАТО в регионе во многом совпадают. Им выгодно существование напряженности в регионе, так как именно различного рода проблемы между странами, в том числе и с Россией, позволяют США, Западной Европе. НАТО и другим нерегиональным силам наращивать свое влияние на всем пространстве СНГ и обеспечивать свои политические и экономические интересы.

Еще об одном векторе интересов на постсоветском пространстве пишут (в отличие от интересов Евросоюза и США) довольно мало, хотя именно этот вектор помощи и сотрудничества для России является не столько конкуренцией в сфере влияния на пространстве СНГ, сколько новой дополнительной формой сотрудничества. Речь идет о взаимодействии с ООН при оказании помощи в укреплении регионального сотрудничества в рамках специальной программы.

Осуществление Специальной программы для стран Центральной Азии (СПСЦА) началось в 1998 г. в целях укрепления субрегионального сотрудничества в Центральной Азии и ее интеграции в мировую экономику. Странами — членами СПСЦА являются: Азербайджан. Афганистан. Казахстан. Киргизия. Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Общую поддержку мероприятиям в рамках этой программы совместно оказывают Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) и Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) ООН.

В ходе реализации СПСЦА была выработана институциональная структура, которая продолжает развиваться, и в 2011 г. выглядит следующим образом. Высшим органом СПСЦА является Совет управляющих, который осуществляет общее политическое руководство и состоит из национальных координаторов, назначаемых каждой страной самостоятельно. Заседание Совета управляющих проходит один раз в год. Текущими вопросами занимается Координационный комитет, являющийся вспомогательным органом, а также шесть рабочих групп: по транспорту и упрощению пересечения границ, водным и энергетическим ресурсам, торговле, статистике, информационно-коммуникационным технологиям и ядерным вопросам.

В результате комплексной реформы СПСЦА, принятой в 2005 г., объем помощи по техническому сотрудничеству, предоставляемой странам-членам в рамках программы, в течение последних лет быстро увеличивался. План работы СПСЦА на2010—2011 гг. содержал 54 проекта, из которых 35 получили финансирование. Общий бюджет по проектам практически удвоился по сравнению с суммой, выделенной на предыдущий двухгодичный период, и составил 600 млн долл. США. В плане работы СПСЦА на 2012—2013 гг. запланирована такая же сумма — немногим более 600 млн долл. США.

Деятельность СПСЦА в области торговли вступила в новую фазу, начало которой было положено в 2010 г., когда был создан Региональный совет по оказанию и мониторингу помощи в интересах торговли. Создание Совета стало одним из основных итогов Конференции на уровне министров для помощи в интересах торговли СПСЦА, которая состоялась 1—2 декабря 2010 г. в Баку (Азербайджан).

Бакинская конференция, в работе которой участвовали представители высокого уровня стран СПСЦА. эксперты и представители партнеров по процессу развития, стала первым мероприятием для стран с переходной экономикой с момента выдвижения инициативы о помощи развитию торговли Всемирной торговой организацией в 2005 г. Такая помощь заключается в том, чтобы обеспечить адекватную поддержку соответствующими проектами и финансированием всех региональных приоритетов в области развития торговли, определенных странами СПСЦА. Эти приоритеты включают в себя следующие три области:
1) развитие национального потенциала предложения товаров, включая производственные мощности и институциональные структуры;
2) налаживание приграничного сотрудничества;
3) содействие плодотворной интеграции стран СПСЦА в многостороннюю систему торговли.

При выполнении своего мандата Совет содействует созданию синергизма национальной и региональной торговой политики, обеспечивает координацию и сотрудничество при принятии региональных мер по развитию торговли.

Интенсификация усилий СПСЦА по поддержке региональной интеграции в торговле является частью более широких усилии по разрешению проблем традиционной экономической уязвимости, которая делает эти страны восприимчивыми к нестабильности доходов. Большинству этих стран необходимо предпринять дальнейшие усилия в области диверсификации экономики, с тем чтобы сократить степень зависимости от добывающих отраслей промышленности (в Азербайджане, Казахстане, Туркмении и Узбекистане), сельского хозяйства (в особенности Афганистану) и промышленной деятельности, результатом которой является продукция с низкой добавленной стоимостью.

Еще в 2005 г. было решено активизировать работу Делового совета СПСЦА с привлечением частного сектора. С 2007 г. появилась традиция непосредственно перед заседанием Совета управляющих проводить Экономический форум СПСЦА — своего рода диалог между правительствами и бизнесом о путях повышения экономического и инвестиционного потенциала региона.

Позиция России была относительно СПСЦА сформулирована следующим образом: «Центрально - азиатский регион обозначен как один из главных приоритетов в концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию». Было также высказано стремление к расширению сотрудничества между СПСЦА и СНГ, ЕАЭС, ШОС, направленного на усиление взаимодействия при решении задач по разработке концепции эффективного использования водно-энергетических ресурсов региона и формированию общего энергетического рынка региона. Россия финансирует в рамках программы СПСЦА совместно с ЕЭК ООН ряд проектов в Центральной Азии на общую сумму свыше 1 млн долл. США. Эти проекты были направлены на более эффективное использование трансграничных водных ресурсов и повышение безопасности гидросооружений, совершенствование кооперационных связей в области сельского хозяйства, торговли и транспорта. Например, в 2010 г. на эти же цели было направлено 300 тыс., в 2011 г. — более 400 тыс. долл. США.

В то же время необходимо реалистично оценивать возможности такого сотрудничества. Объединение в одну программу стран с различным экономическим прошлым — Афганистана и государств СНГ — страну, ведущую на протяжении нескольких десятков лет военные действия, и государства, строящие на протяжении 25 лет рыночную экономику, довольно проблематично. На основе единственного объединяющего их фактора — географического расположения — трудно надеяться на реальный успех СПСЦА, однако пренебрегать таким каналом международного сотрудничества вряд ли стоит. Участь России в этой программе — оказывать содействие в самых сложных областях регионального сотрудничества, где адресная двусторонняя помощь не всегда оценивается должным образом. Кроме того, через такие программы, как СПСЦА, активно действует частный бизнес, поскольку чувствует себя более защищенным международными программами сотрудничества. И российскому бизнесу с помощью СПСЦА необходимо занимать определенные позиции на рынках Центральной Азии, как это уже делают западные компании.

Совершенно очевидно, что развитие Содружества Независимых Государств — нежелательный процесс, а СНГ — нежелательный объект международных отношений для многих заинтересованных сторон. А заинтересованными сторонами являются, как уже отмечалось, и США, и ЕС, и многие другие страны и международные структуры. Постсоветское пространство стало зоной интересов Турции, Ирана, Китая. Уже появилось соперничество российских, западных и даже восточных интересов на постсоветском пространстве. Это «данность, которой невозможно избежать. Главное состоит в том, чтобы усиления такой состязательности научили извлекать выгоду, получить реальные экономические, политические, геополитические, военно-стратегические дивиденды».

В этом направлении и ведется работа в Содружестве Независимых Государств на принципах укрепления добрососедских отношений, основанных на уважении интересов друг друга.

Что сегодня является наиболее важным для развития СНГ? Борьба с транснациональными корпорациями, вопросы финансовой безопасности или что-то еще?

Проблем достаточно. В первую очередь, важно развивать все, что связано с совершенствованием системы платежного баланса.

В основе деятельности СНГ должно лежать понимание того, что развитие каждой отдельно взятой нации в конечном счете зависит от характера развития всех наций.

Процессы же консолидации в бизнесе уже давно стали самым обычным явлением и бороться с транснациональными корпорациями себе во вред. Современный этап ТНК- транснациональные стратегические альянсы (ТСА) и сети: Боинг, Шелл, Эксон, БП, Макдональдс и др.

В настоящее время финансово-промышленные корпорации функционируют на Западе практически во всех важнейших отраслях хозяйства: в банковском деле, финансовой сфере, торговле, промышленности, на транспорте и др. Это не случайно, так как практикой доказано, что холдинговая форма организации финансового капитала наиболее жизнеспособна, подвижна и эффективна.

Сегодня транснациональные корпорации - это гигантские финансово-промышленные объединения, национальные (транснациональные) или интернациональные (многонациональные) по капиталу, построенные по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе, участвующие в международном разделении труда и использующие преимущества от интернационализации хозяйственной жизни для расширения позиций на мировом рынке и максимизации прибыли. В наши дни транснациональные компании, а их в мире порядка 40 тысяч, стремятся формировать «глобально локализованные» производственные и сбытовые сети для конкретных регионов. Они, естественно, присутствуют и в большинстве стран СНГ, ведь интеграция обеспечивается концентрацией технологий и капиталов, а также ведет к переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов. Это имеется в России и других странах СНГ, к сожалению, по большей части, совместно с западными корпорациями и холдингами.

Интеграция охватывает внешнеэкономический обмен и сферу производства. Капитал – один из видов ресурсов, который необходимо затратить для производства товаров. Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительными стоимостями.

Вывоз капитала (зарубежное инвестирование) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещения его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны. Капитал вывозят и ведущие промышленно развитые страны, и среднеразвитые страны, и развивающиеся, в особенности «новые индустриальные страны».

Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране, его перенакопление. В целях получения предпринимательской прибыли или процента он переводится за границу. Характерно, что экспорт капитала может осуществляться и при дефиците капитала для внутреннего инвестирования. Страховые компании, пенсионные фонды, трастовые, инвестиционные и другие фонды аккумулируют эти средства.

Международная миграция капитала — это встречное движение капиталов между странами, приносящая их собственникам соответствующий доход. Многие страны одновременно являются импортером и экспортером капитала: происходят так называемые перекрестные инвестиции.

Важнейшими причинами вывоза капитала ради большей прибыли являются:
• несовпадение спроса на капитал и его предложение в различных звеньях мирового хозяйства;
• появление возможности освоения местных товарных рынков. При этом капитал экспортируется для того, чтобы проложить дорогу экспорту товаров, стимулировать спрос на собственную продукцию. В этих целях не только осваиваются имеющиеся рынки, но и создаются новые;(программы и политика КНР)
• наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы. Так, к примеру, немецкий рабочий в обрабатывающей промышленности «стоит» в 4 раза больше тайваньского, в 9 раз больше бразильского или мексиканского;
• стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в специальных (свободных) экономических зонах;
• более низкие экологические стандарты в принимающей стране, нежели в стране — доноре капитала.

На практике необходимость инвестирования определяется комплексом причин, включающих все составные части инвестиционного климата, а также принципом сравнительного преимущества отдельных рынков.

На сегодняшний день одним из самых главных вопросов, стоящих перед финансовом сектором стран СНГ, является интеграция в мировое экономическо-финансовое пространство без ущерба развитию национального рынка. Все актуальней становиться фактор глобализации, которому, как известно, более всего подвержен финансовый сектор. При современном уровне развития информационных технологий степень проникновения рынков капитала различных стран постепенно возрастает. И страны СНГ не исключение. При правильной интеграции финансовых систем различных стран данный фактор служит дополнительным источником роста национальной экономики. Тому пример функционирование Еврозоны. На сегодняшний день между странами, входящими в Еврозону, создана система, позволяющая эффективно размещать ресурсы и развиваться в рамках единого экономического пространства. Как результат возросла доля европейских стран в международных финансовых рынках, в инвестициях и привлечения денежных ресурсов.

В результате интернационализации финансовых рынков стран Европейского союза появились межнациональные организаторы торговли. Так, в 2000 году произошло объединение Парижской, Амстердамской и Брюссельской бирж в единую биржу Euronext, позже к которой присоединилась Лиссабонская биржа. Однако в этой системе проводятся торги не только классическими ценными бумагами, но срочными контрактами, так как в конце 2001 года Euronext приобрела английскую биржу срочных контрактов LIFFE. Таким образом, весь деривативный рынок Euronext перешел под управление Euronext.Liffe.

Также интересным представляется опыт создания единого рынка стран Северной Европы и Балтии с единой торговой платформой. В 2003 году произошло слияние шведской биржи ОМ и финской HEX с образованием ОМХ. Позже в группу также вошли биржи Дании, Латвии, Литвы и Эстонии.

В последние годы объединение финансовых рынков посредством слияния фондовых бирж приобрело глобальный характер. Например, в 2007 году произошло слияние крупнейшей американской торговой платформы NASDAQ с ОМХ. Теперь в объединенную систему NASDAQ ОМХ входят электронные торговые платформы и биржи США, Исландии, Швеции, Финляндии, Дании, Латвии, Литвы, Эстонии, ОАЭ и Армении. При этом на сегодняшний день NASDAQ ОМХ' производит технологическую поддержку торговых платформ свыше 70 бирж, клиринговых организаций и центральных депозитарий выше 50 стран мира. Кроме того, объединились в единую систему Нью-йоркская фондовая биржа и Euronext, теперь это объединение носит название NYSE Euronext.

Аналогичные интеграционные процессы, казалось бы должны происходить на пространстве Таможенного союза (далее - ТС) между Казахстаном, Россией, Белоруссией Арменией и Киргизией. Безусловно, ТС создает оптимальные условия для интеграции товарных рынков между странами – участницами, но в перспективе для обслуживания дальнейшего возрастания объемов товарооборота, а также создания единого экономического пространства (далее - ЕЭП) необходимо развивать интеграцию финансовых систем этих стран, что, к огорчению, не происходит.

Необходимо четко определить, что инициатива более тесного взаимодействия финансовых систем стран СНГ обусловлена уровнем взаимодействия хозяйствующих субъектов и в дальнейшем процесс взаимопроникновения экономик будет далее усиливаться. Кроме того, дальнейшие меры по интеграции финансовых систем стран ЕЭП могут быть реализованы на базе уже сформированных областей взаимодействия. Например, посредством созданного в г. Алматы Регионального финансового центра и работающей Московской товарной биржи.

Московская Биржа сумела первой из стран СНГ открыть прямой доступ к торгам на высоколиквидном и технологичном валютном рынке иностранным кредитным организациям.

Проект по созданию Интегрированного валютного рынка СНГ дает возможность участнику выходить на интегрированный финансовый рынок, имея лицензию своего национального регулятора, без необходимости получения российской валютной лицензии, а также регистрировать клиентов из своих стран в торгово-клиринговой системе и представлять им прямой доступ к торгам

На Казахстанской фондовой бирже в рамках развития Регионального финансового центра города Алматы (РФЦА) созданы оптимальные условия для привлечения инвесторов, эмитентов и профессиональных участников из других стран. При этом функционирование РФЦА базируется на определенных конкурентных преимуществах. В частности, налоговое законодательство, государственная поддержка, либеральная система регистрации участников. Деятельность РФЦА направлена на гармоничную интеграцию финансовой системы Казахстана с мировой, что предполагает развитие посредством увеличения доли в мировом финансовом потоке за счет роста оборотов торговли, количества участников и финансовых инструментов.

Кроме того, положительным примером взаимодействия товарно-финансовых систем Казахстана и России является создание в Казахстане АО «Товарная биржа «Евразийская торговая система» (далее - ЕТС) на базе торговой платформы российской фондовой биржи ОАО «Фондовая биржа РТС». Таким образом, совершенно очевидно, что развитие торговых информационных систем может служить одним из методов взаимодействия финансовых систем, которые повышают свою конкурентоспособность, открытость и мобильность. Интеграция товарных рынков региона создает условия для дальнейшей интеграции всех финансовых систем ЕАЭС.

Необходимо отметить, что отсутствие четкой синхронности экономических циклов национальных экономик СНГ, обусловленное различиями в экономическом развитии, не способствует успешной интеграции финансовых систем этих стран. При этом создание ЕЭП между Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Белоруссией является основополагающим этапом финансовой интеграции стран СНГ.

На данном этапе развития интеграции финансовых систем наших стран необходимо проработать вопросы снижения существующих барьеров. Данные вопросы носят системный характер: приведение в соответствие законодательств стран, создание условий по взаимному снижению уровня рисков, признание субъектов инфраструктуры, унификация торговых платформ.

Гармонизация национального законодательства о рынке ценных бумаг, потребует сопоставления требований по регулированию сегментов финансового сектора, в том числе фондового рынка. Решение этой проблемы будет способствовать либерализации межнационального рынка капитала при одновременном обеспечении прав и законных интересов инвесторов, а также устранению барьеров по размещению ценных бумаг эмитентов - нерезидентов.

Кроме того, активизация интеграции финансовых систем стран ЕЭП способствует разработке и внедрению системы мер раннего реагирования, а также устранению возникших рисков, способных нарушить целостность общего рынка финансовых услуг. Борьба с нынешним мировым финансово-экономическим кризисом доказывает необходимость создания такой структуры.

На сегодняшний день, на финансовых рынках стран СНГ имеется выбор различных торговых платформ, где присутствует достаточно гибкая линейка тарифов, некоторые из них сами разрабатывают и модернизируют свои торговые платформы. Вместе с тем, необходимо разработать единую, унифицированную платформу, соответствующую международным стандартам на финансовых рынках СНГ, что позволит объединенному рынку конкурировать с крупными рынками как, например, Евросоюз. Или опыт Южной Кореи, где отличительной особенностью инфраструктуры фондового рынка является наличие единого провайдера IT услуг (KOSCOM). Данная организация создана при совместном участии Правительства Кореи и Корейской фондовой биржи и является единым провайдером IT услуг для фондового рынка страны, а также для всех крупных финансовых организаций (страховые компании, банки) и правительственных учреждений. Данный фактор делает корейский рынок капитала одним из динамично развивающихся рынков в Азии.

Необходимо разработать и внедрить единую депозитарно-клиринговую систему на территории СНГ, на примере международной депозитарно-клиринговой организации Euroсlear. Сейчас данная организация обслуживает не только межстрановые операции с ценными бумагами, но и операции, связанные с расчетно-депозитарной деятельностью на NYSE Euronext и Лондонской фондовой бирже.

Реализация данных мер требует активизации деятельности в рамках действующего интеграционного института Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств-участников СНГ, что, безусловно, будет способствовать гармонизации финансовых систем, а также развитию национальных экономик стран-участниц интеграционного процесса.

Следует понимать, что институты ядра мировой финансовой системы выживают, и будут выживать за счет стягивания ресурсов с периферийных стран путем установления контроля над их активами. Что, к огорчению, и происходит в наши дни во многих государствах СНГ.

Так в 2015 году в странах СНГ, а именно: в Армении Азербайджане, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдове, России, Таджикистане, Туркменистане, Украине и Узбекистане финансирование проектов в частном секторе, а также выделения грантов, специальных суверенных займов, технической помощи в государственном секторе вели международные финансовые институты: Азиатский банк развития (АБР), Евразийский банк развития (ЕАБР), Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР),Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР),Европейский инвестиционный банк (ЕИБ),Исламский банк развития (ИБР),Северный инвестиционный банк (СИБ),группы Всемирного банка, а именно Международной финансовой корпорации (МФК),Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (МАР).

Все финансовые операции осуществлялись в долларах или евро и это при отсутствии мощной финансовой корпорации СНГ, что естественно и приводит к разрыву расчетного счета каждого государства и ослабляет его финансовую безопасность.

И более того, вывод капитала за пределы СНГ так называемой «местной элитой», как это произошло, к примеру, в Украине приводит к смене власти и всевозможным кризисам и революциям.

«Неожиданность» наступления кризиса является платой за наше нежелание видеть и объективно оценивать накапливание количественных изменений и сдвигов в экономическом укладе, кардинально меняющих характеристики всей социально- экономической системы.

Современный мировой кризис не только вынуждает страны СНГ мобилизовать материальные и интеллектуальные ресурсы для оперативного преодоления отрицательных последствий, но и всерьез заставляет задуматься о том, как изменится экономика в целом и что надо отладить в её механизмах, чтобы обеспечить дальнейшее развитие.

Ход экономических событий сегодняшнего дня нам подсказывает: завтрашний день принадлежит империям, а не малым народам.

И как вывод: сила наша в единении и активном использовании инновационных форм и методов развития общества.

Ключевыми задачами стран Содружества в ближайшей перспективе остаются укрепление позиций государств-участников СНГ, обеспечение экономического подъема, в условиях которого растут объём производства и спрос.

Ваша организация оказывает содействие в решении правовых вопросов. Это действительно актуально для коммерсантов СНГ?

Для СНГ самая большая недоработка сегодня - именно правовая база. У нас нередко законы настолько разнятся, что это не дает возможности предпринимателям действовать активно. Суды трактуют законы международного права каждый на свой лад.

Экономический суд СНГ образованный в 1992 году, активную работу по консультированию бизнеса, к сожалению, не ведет, хотя суд должен действовать в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств — участников СНГ, а также должен разрабатывать и вносить на рассмотрение государств - участников и институтов Содружества предложения об устранении коллизий в законодательствах государств-участников.

Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств образованная в марте 1992 г., учреждена, как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес.

Основное место в деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ занимают вопросы, связанные со сближением и гармонизацией законодательных актов государств СНГ.

Гармонизация нормативно - правовой базы – это правильный путь. Но есть проблемы, которые требуют оперативного решения и значительно рутинной, скрупулёзной работы, а именно законодательные инициативы депутатского корпуса.

Сегодня в регламентах национальных парламентов не предусмотрена экспертиза проектов законодательных актов, направленных на содействие выработке в странах СНГ, единой трактовки корпоративного права. Надо больше работать над идеями права, чем идеями голой свободы.

Деловой Центр экономического развития СНГ учрежден в целях развития в Содружестве открытого рынка с использованием новейших систем коммуникаций.

Деловой Центр – структура, разрабатывающая и реализующая различные инновационные проекты, содействующая в установлении контактов для налаживания экономических связей между хозяйствующими субъектами стран СНГ, а также с иностранными организациями и предприятиями.

Экономический Совет Содружества Независимых Государств признал необходимость оказывать содействия деятельности Делового Центра, а том числе, в предоставлении ему права пользования открытыми информационными ресурсами принадлежащие государственным органам стран и межгосударственным (межправительственным) органам Содружества Независимых Государств.

Деловой Центр экономического развития СНГ имеет в своем подразделении «ЮрСодружество», которое в силу своих возможностей оказывает содействие предпринимателям в решении правовых вопросов.

Какое положение занимает в СНГ Украина? В пришлом году Киев заявил, что намерен отказаться от участия в Содружестве. Украинская сторона предпринимает какие-то реальные шаги по прекращению сотрудничества?

Заявление о том, что Украина собирается выходить из состава Содружества, делали люди некомпетентные, невлиятельные и не понимающие ни Устава, ни положения, ни значения СНГ.

По данным Украины, за январь 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года товарооборот Украины с Казахстаном уменьшился на 27%, Кыргызстаном - на 74%, Таджикистаном - на 84%, Узбекистаном - на 52%, Азербайджаном - на 81%, Туркменистаном - на 80%.

В Киеве сегодня планируют сформировать региональную структуру СНГ и Восточной Европы. Украина инициировала создание единого экономического пространства стран, участвующих в программе ЕС «Восточный партнер». В проекте, как они предполагают, могут принять участие Украина, Грузия, Молдова, Беларусь, Армения, Азербайджан.

В складывающихся обстоятельствах в Киеве просто нет иной альтернативы, как искать любую опору для решения экономических вопросов.

А появление организации Евразийского экономического сотрудничества-это дань времени или реальная потребность?

Идея региональной интеграции Центральной Азии оживленно обсуждается в регионах последние 25 лет. В 1993 году Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан создали Центрально-Азиатский союз (ЦАС). В 1994 году был подписан договор об общем экономическом пространстве. В 1998 году к ЦАС присоединился Таджикистан, а организация была переименована в Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС). ЦАЭС поставило себе целью создание общего рынка товаров, услуг и капитала в Центральной Азии в несколько этапов. С этой целью было подписано около 250 соглашений . Однако обязательства по обеспечению свободного оборота товаров на практике не были воплощены в жизнь. 2002 году ЦАЭС было ликвидировано, после того как президенты стран-участников подписали Соглашение о создании Центрально – Азиатской организации сотрудничества (ОЦАС).Через два года к новой организации присоединилась Россия, и в 2005 году ЦАОС влилась в ЕврАзЭС. Затем образован Евразийский экономический союз (ЕАЭС) Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия.

Результаты функционирования многочисленных региональных организаций сильно различаются, не смотря на часто схожие цели и принципы функционирования. Некоторые организации способны реально содействовать интеграции и росту экономик. Другие оказываются малоэффективными. Соответственно, основной вопрос состоит в том, чтобы выяснить, при каких условиях региональная организация наиболее эффективна.

Ясно, что возрастающее давление проблем, естественно, приводит к сужению горизонта планирования. Наличие социально-экономических проблем и подтолкнуло к созданию региональной организации, которая занялась бы развитием и разрешением насущных экономических вопросов, что и привело к созданию Евразийского экономического союза.

СНГ и ЕАЭС – взаимопересекающиеся, взаимодополняющие, но не взаимоисключающие региональные организации.

Самое главное достижение ЕАЭС на данный момент - единая таможня. В Договоре о ЕАЭС прописаны этапы движения к общему рынку: в 2016-ом предлагается объединить регулирование фармацевтики, в 2019 - создать общий электроэнергетический рынок, в 2022 - общие финансовые регуляторы, в 2024 -2025 - общий рынок нефти, газа и нефтепродуктов.

Однако, развивающие события мирового масштаба не позволяют государствам – членам ЕАЭС « витать в облаках», и в складывающихся обстоятельствах просто нет иной альтернативы, как определиться с приоритетными задачами и интересами каждой страны, каждого корпоративного объединения предпринимательства. До тех пор, пока мы не начнем точечно определять , что нам нужно, мы не сможем иметь конкретный результат.

Уроки прошлого настоятельно подсказывают: интеграция в ЕАЭС может быть эффективной только при условии активного использования полезных наработок других региональных интеграционных формирований и взвешенно - сбалансированного её развития как сверху, так и снизу. Только знание истории вопроса, позволяет приносить правильные решения.

Мыслите глобально, но стартуйте локально.

В нынешнем информационном поле желание преодоления трудности, постепенно уступает место чувству, что они неизбежны.

Ссылка же на экономические трудности часто служит оправданием принятия мер, вытекающих скорее из догм, распространяемых политическим миром и средствами массовой информации, чем действительно диктуемых непосредственной обстановкой.

Подписание соглашения о создании Транстихоокеанского торгового пакта (ТТП) говорит о том, что противоречия экономических гигантов остаются непримиримыми. США осознали, что терпят неудачу в игре по правилам, которые сами же и писали, и решили «перевернуть стол» и начать новую игру. Старая игра под названием ВТО уступает место новой - ТТП. Настойчивость Вашингтона в проталкивании новой интеграционной схемы объясняется еще и тем, что Пекин весьма успешно продвигает свой собственный интеграционный проект - «Один пояс и один путь».

Суперпроект «Один пояс и один путь», сформулированный Председателем КНР Си Цзиньпином осенью 2013 года, быстро превращается в несущую конструкцию новой геополитической и геоэкономической стратегии Китая. Объединив проекты «Экономического пояса Великого шелкового пути» и «Морского Шелкового пути для 21 века», этот суперпроект за сравнительно короткое время приобрел специальную организационную структуру в составе Госсовета (Правительства КНР), солидную финансовую базу в форме Фонда «Шелковый путь» (50 млрд. долл.) и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (100 млрд. долл.). Китайский банк развития намерен вложить свыше 890 млрд.долл. в план «Один пояс и один путь».

Вливания будут сделаны в 900 проектов в 60 странах. Проект широко обсуждается в научных кругах, мировых СМИ и на международных встречах разного формата. Так, на недавних саммитах БРИКС и ШОС в Уфе он оказался в центре дискуссий и принятых решений.

Призванный решить сразу несколько внешнеэкономических и внутриэкономических проблем самого Китая, суперпроект «Один пояс и один путь» становится также объединяющей осью для нескольких других интеграционных форматов. Он неизбежно становится конкурентом и препятствием на пути реализации другого суперпроекта — создания подконтрольных США торгово-экономических блоков — Транстихоокеанского партнерства и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства.

Надвигающийся проект «Большой Евразии», охватывающий СНГ, ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, Европейский союз должен вобрать в себя все полезное ради сохранения мира и улучшения качества жизни населения.

Завтрашний день принадлежит империям, а не малым народам!

Своими взглядами на экономическое сотрудничество между странами – участниками Содружества Независимых Государств делится директор Делового центра экономического развития СНГ Владимир Сергеевич Савченко.

Читать далее
Источник

25 лет содружества: Достигнутые результаты, новые вызовы времени и актуальные задачи, стоящие перед странами СНГ.

«Надо больше работать над идеями права, чем идеями голой свободы»

Владимир Савченко, генеральный директор Делового Центра экономического развития СНГ.

Читать статью
Источник

Белорусская столица проводит саммит стран СНГ. Эту тему в интервью телеканалу «МИР 24» прокомментировал генеральный директор Делового Центра экономического развития СНГ Владимир Савченко

Интервью
Источник

Владимир Савченко:
На сотрудничестве России со странами СНГ санкции отразятся положительно

Интервью
Источник